Насколько
вы подвержены профессиональной
деформации
1. Я думаю, что меня недооценивают / Я считаю, что
не получаю достойного вознаграждения за свою работу.
2. Я постоянно переживаю за качество своей работы.
3. Я часто ощущаю раздражение, завожусь с пол-оборота.
4. В последнее время я плохо сплю, меня мучают
тревожные сны / я проваливаюсь в сон «как в омут» и сплю без сновидений.
5. Обычно у меня не хватает времени на отдых.
6. Мне все труднее сохранять самообладание в
ситуациях конфликтов.
7. Мне не хватает возможностей для самореализации.
8. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым
делом.
9. Я испытываю страх, что могу потерять работу.
10. Мне часто приходится идти на сделку со своими
принципами (например, завышать оценки).
11. Время от времени я забываю обыденные вещи
(например, сделана ли необходимая запись в журнале или дневнике).
12. В последнее время мне не хочется видеть тех, с
кем я общаюсь на работе: коллег, учащихся, родителей.
13. Часто у меня возникает ощущение, что неделя
длится нескончаемо долго.
14. К концу недели я чувствую, что у меня больше нет
сил, энергии.
Ключ: До 4 утвердительных ответов. У вас пока все
сравнительно благополучно. На всякий случай проверьте себя еще раз через
полгода.
5–9 утвердительных ответов. У вас имеются некоторые
признаки профессиональной деформации. Если вы не обратите на это серьезного
внимания, в скором времени ваше здоровье может оказаться под угрозой.
10 и более утвердительных ответов. У вас
профессиональная деформация выражена сильно. Окружающим, в том числе близким
людям, с вами тяжело, даже если они это скрывают. Ваше здоровье под угрозой.
Астма, гипертония, диабет, язва желудка — вот те заболевания, которые ждут вас,
если вы не измените свою жизнь.
Рекомендации педагогам при работе с
трудными подростками.
Уважаемые
коллеги, сразу хочется напомнить о том ,что подростковый возраст - это
кризисный период. В эту стадию, развития личности, сложно не только нам,
взрослым- педагогам, родителям, но страдают и сами подростки.
Подростковый возраст является периодом
становления характера человека. Каждый подросток с разной успешностью
приспосабливается к изменениям, происходящим с ним и вокруг него. И именно в
этот период индивидуальный подход к школьникам становится особо значимым. Доминирующей
идеей подростков становится доказательство личной значимости и свободы. Они
стремятся освободиться из-под опеки, контроля и покровительства старших.Но одного стремления мало, подросток еще
не умеет справляться с жизненными трудностями, а из-за недостаточности
жизненного опыта, не имеет адекватных и приемлемых способов решения различных
ситуаций. В этот момент задача любого взрослого, а особенно педагога , показать
как правильно вести себя в кризисных условиях, а главное суметь понять, поддержать
его. Непонимание, непринятие – вот что превращает наших ангелов, вчерашних
прилежных деток, в трудных подростков. Все мы имеем право, ошибаться и
исправляться, нужен только еще один шанс, одна попытка и конечно , поддержка
умных, добрых УЧИТЕЛЕЙ.
Рекомендации:
Конфликты во время урока.
Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
При обсуждении желательно не указывать на
совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного
исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу
на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему
(дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему
возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору
через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток
сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой
ситуации.
Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации.Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации.Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много
терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку
измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и
сохранению дисциплины.
Агрессивность.
Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс. В случаях неправильного ответа на заданный
вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание
на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого
правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка
вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку,
что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
Общие советы: Относитесь ко всем трудностям и
неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для
сглаживания острых углов и конфликтов.
Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность – лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.
Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность – лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.
Оказание первичной
психологической
помощи в беседе с подростком
Если Вы слышите
|
Обязательно скажите
|
Никогда не говорите
|
|
1
|
«Ненавижу учебу, класс…»
|
«Что происходит у нас, из-за чего ты так себя
чувствуешь?»
|
« Когда я был в твоем возрасте…да ты просто
лентяй!»
|
2
|
«Все кажется таким безнадежным…»
|
«Иногда
все мы чувствуем себя подавленными.Давай
подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
|
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
|
3
|
«Всем было бы лучше без меня!»
|
«Ты очень многое значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»
|
«Не
говори глупостей.Давай поговорим о чем- нибудь
другом»
|
4
|
«Вы не понимаете меня!»
|
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я
действительно хочу это знать»
|
«Кто же
может понять молодежь в наши дни?»
|
5
|
«Я совершил ужасный поступок…»
|
«Давай сядем и поговорим об этом»
|
«Что посеешь, то и пожнешь»
|
6
|
«А если у меня не получится?»
|
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал
все возможное»
|
«Если не получится - значит, ты недостаточно
постарался!»
|